Возрождение храма
Костёл Успения Пресвятой Девы Марии в Микашевичах расположился на площади Коржа. Никто из горожан ранее и не предполагал, что старое обветшалое здание, где некогда размещался детский сад и складские помещения, когда-нибудь станет католическим храмом…
Несколько десятилетий назад религиозные конфессии в Микашевичах постигли гонения. И костёл, который размещался по ул.Ленинской, и православный храм, располагавшийся по соседству, власти закрыли. В костёле сначала размещался Дом культуры, а потом — мебельный магазин.
Спустя годы, после долгих прошений и ходатайств, костёл так и не вернули его полноправным хозяевам. Но, согласно принятому решению районных и городских властей, здание отвели под православную церковь. А католики, тем временем, активно собирали подписи. Не имея своего храма, проводили богослужения в домах и на квартирах у своих прихожан. Парафию зарегистрировали в 1999 году, а здание приобрели в 2003-ем.
Возрождался храм по личной инициативе католиков. Каждый из них — и стар, и мал, внёс свою посильную помощь. С тех пор с радостью и любовью в сердце посещают праздничную имшу (богослужение). В своих молитвах за всё благодарят Пресвятую Деву Марию и с гордостью говорят: «Это наш костёл!».
Что говорит история?
Микашевичи когда-то были небольшим полесским местечком, которое благодаря фанерному заводу постепенно превращалось в поселение с большой рабочей колонией. Окрестные сёла, такие как Рудня, Морщиновичи и Запросье населяли католики, но из-за отсутствия постоянного священника часть жителей постепенно переходили в православие.
Село Ситница оказалось наименее устойчивым к католической вере и в полном составе перешло в православие. Вышеупомянутые сёла принадлежали Пинской и Давид-Городокской парафии, последнее — к Лахвенской. Приходские священники старались время от времени навещать Микашевичи, совершать богослужения в рабочей комнате, а затем и в школе.
В 1923 году Микашевичи посещает преподобный епископ Сигизмунд Лозинский, тогдашний Минский епископ, проживающий в Новогрудке. Секретарь компании «Agahell i Olza» господин Зигмунт Барановский, после исповеди перед пастырем, попросил благословения и предложил идею строительства костёла, взяв все хлопоты по организации строительства в свои руки.
Комитет по строительству и вице-президент
Был создан комитет по строительству, вице-президентом которого и стал Зигмунт Барановский, а членами — железнодорожные и таможенные чиновники. Началась кампания по сбору. Собранные деньги, сумма которых составила около 800 злотых, были размещены на депозите в Лунинце в отделении Торгово-промышленного банка. После банкротства банка было получено только 168 злотых, а остальное — акциями. Эта ситуация вызвала конфликт между остальными членами комитета, которые участвовали в вопросе строительства костёла.
Не смотря на это, ещё до 1927 года епископ Лозинский основал приход в Микашевичах. Первым настоятелем назначает преподобного Павла Степека, который также являлся старостой школы. Ему приходилось работать в крайне тяжёлых условиях. Служит по воскресеньям и праздникам в школе, живёт в арендуемом приходом доме, в котором также находится часовня. И больше всего ранит сердце священника — религиозное безразличия католиков. Только лишь горстка прихожан пользуется Божьей милостью. В очередной раз возрождается идея строительства храма.
Был организован Комитет церковного строительства. Его президентом назначен Павел Степек, вице-президентом Зигмунт Барановский, казначеем Ян Савицкий и другие.
Земля для строительства костёла была подарена приемниками Агаркова, владевшими огромными поместьями в Микашевичах и окрестностях, а также лесозаводом и фанерным заводом. Хоть они и были людьми православной конфессии, тем не менее, оценили ценность костёла и его работы по повышению нравственного уровня населения. Когда всё имущество перешло в руки акционерного общества «Olza», приемники Агаркова зарезервировали для костёла участок размером в 1 десятину земли. Но участок под строительство костёла был отведён за пределами села Микашевичи, на дороге, ведущей в Запросье. Поскольку цель самого строительства заключалась в том, чтобы поставить костёл в центре, то комитет попросил, чтобы директор акционерного общества Agahell заменил выделяемый участок на более удобный. Директор Сэмюэл Гомберг выделил площадь для строительства между городом и домами фабричных рабочих, предварительно совершив обмен в пределах земель села Микашевичи.
Храм из белого кирпича
Финансовым вопросом охотно занимался Зигмунт Барановский, он взял на свои плечи сбор необходимых средств и очень хорошо выполнял задачу. Основная сумма была собрана за счёт добровольного пожертвования в первую очередь рабочих и должностных лиц компаний и других прихожан, и даже православных. Жители окрестных сёл и сами католики, для постройки костёла жертвовали крайне мало и только предоставляли телеги для перевозки строительных материалов.
С другой стороны, рабочее население оказалось чрезвычайно щедрым, предлагая деньги и свои рабочие руки. Зигмунт Барановский последовал их примеру. Он работал наравне с простым народом и никакого труда не боялся. Директор Самуэль Гомберг, будучи протестантом, поддержал строительство костёла как морально, так и материально.
В 1935 году был заложен фундамент, а в 1936 году возведён храм.
11 октября деканат Лунинецкий освятил костёл.
Возведён красивый храм из белого кирпича, частично привезённого в Волковыск из Косберга, а частично из Будд под Лениным. Металлические детали изготовили мастера из мастерских компании. Главный алтарь построил на свои средства директор Самуэль Гомберг.
Зигмунт Барановский был награждён Папским крестом «За заслуги перед Церковью и Папой» за свою жертвенную работу при строительстве костёла. И он, и его жена Эльжбета Барановская очень много делали для костёла, в том числе ухаживали за церковной утварью.
Очень тяжёлые времена переживал католический приход в годы большевистской и немецкой оккупации. Особенно трагический момент пережили Микашевичи и окрестности с 16-го по 19-е ноября 1942 года. Всех жителей должны были казнить немцы в отместку за 50 погибших немецких солдат и офицеров после взрыва кинотеатра партизанами. Бог милосердный отменил эту казнь. После этого случая в Микашевичах и католическом приходе произошло духовное возрождение. Люди много молились и благодарили Бога.
Костёл в наше время
Теперь костёл Успения Пресвятой Девы Марии в Микашевичах занимает здание из красного кирпича, которое датируется началом ХХ века. Немало сил и средств вложено в реконструкцию костёла. Внутри сменилось архитектурное обличие: колонны, парты, статуи, кресты, на стенах — святые лики. Только благодаря стараниям и терпению микашевичских католиков, храм начал свою законную деятельность. За 15 лет здесь сменилось несколько ксендзов. Священники приезжали с Лельчиц, Житкович и даже самой Италии.
Станислава Станиславовна Курлович — одна из самых старейших прихожан костёла в Микашевичах. Несмотря на то, что у женщины больные ноги, и она с трудом передвигается, никогда не пропускает имшу.
— Мы рады, что все католики Микашевичей, наконец, воссоединись, — говорит женщина. — Сначала ходили по домам, составляли списки. Чтобы открыть парафию, нам требовалось собрать определённое количество голосов…
Людмила Витольдовна Логвинович — коренная микашевичская католичка. Вспоминает, как маленькой девочкой её приводили родители ещё в тот костёл, в котором сейчас располагается православный храм. Играла фисгармония, люди молились и слушали музыку с замиранием сердца…
Теперь здание храма реконструировано полностью. И всё благодаря Божьему благословению – в этом уверены католики Микашевичей.
— Многие из молодых людей не понимают значения слова «католическая вера», — говорят прихожане костёла. — Католическая – означает «паўсюдная». Молитвы в костёле звучат только на белорусском языке. Католики есть во всём мире и Микашевичи тому не исключение. Люди приняли католическую веру, её и придерживаются. Жаль только, что истинных католиков в городе мало. На самом деле их больше, но они не считают нужным прийти в свой храм. И это не их вина. Много лет Микашевичи были без костёла и священника. В ряды верующих католиков возвращаются пока только старые люди…
В статье использованы фото из личного архива, группы «Микашевичи-НАШ родной город» и интернет-источников.